?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий вопрос

ilupin

levya: Поясните, пожалуйста, обязательно ли во всех случаях приводить цитируемый текст в кавычках или возможен курсив:

1. если цитата - часть фразы и приводится внутри основного текста;
2. если цитируется отдельно строфа или часть строфы.

Честно говоря, кавычки - особенно во втором случае - смотрятся несколько... тяжеловесно.

В обоих случаях кавычки не нужны, если доступны другие возможности выделения.

Кратчайший параграф 192 сухо сообщает нам, что «кавычками выделяются цитаты», не разоряясь на пояснения и примеры. Восполним этот досадный пробел.

Выше мы заключили цитату в кавычки, чтобы показать ее границы. Но той же цели можно достичь и графическим путем. Скажем, в своих ответах здесь для примеров из литературы мы используем вертикальную серую линию, для примеров корректного написания — курсив.

В издательской практике поэтическую цитату с сохранением деления на стихотворные строки принято отделять от основного текста пробельными строками, помещать ее в центре страницы и набирать пониженным кеглем. Право же, такая вставка и без кавычек способна обратить на себя внимание. См., например, «Мастера и Маргариту» М. А. Булгакова:

На мгновенье почудилось, что будто слышаны были некогда, под южными звездами, в кафешантане, какие‑то малопонятные, полуслепые, но разудалые слова этого марша:

Его превосходительство
Любил домашних птиц
И брал под покровительство
Хорошеньких девиц!!!

А может быть, не было никаких этих слов, а были другие на эту же музыку, какие‑то неприличные крайне.

Короткую цитату (часто без указания авторства) можно просто выделить курсивом, подчеркнув таким образом ее особое место в повествовании. См., например, «Обыкновенные истории» И. А. Гончарова:

― Это какая‑то деревянная жизнь! ― сказал в сильном волнении Александр, ― прозябание, а не жизнь! прозябать без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви...
― И без волос! — прибавил дядя.

Наконец, цитируемый фрагмент можно вообще никак не выделять, если он обрел такую популярность, что стал частью повседневной речи, устойчивым оборотом вроде пословицы. Писатель в данном случае апеллирует к культурному коду просвещенного читателя, который заметит и оценит отсылку к другому произведению без посторонней помощи. См., например, «Александра I» Д. С. Мережковского:

Мне жаль его: видит, что дела идут скверно, а все бодрится, бедняжка. «Ежели и все оставят Общество, — объявил намедни, — я не перестану полагать оное существующим во мне одном».
Может быть, он и прав: блажен, кто верует.