Мы знаем. Пословицу Взялся за гуж, не говори, что не дюж можно трактовать и в переносном смысле (делай то, за что берешься), и буквально.
В оглобельно-дуговой упряжке гужи (кожаные или веревочные петли) прикрепляются к хомутным клешням (половинам деревянного обруча, охватывающего шею ведущей лошади), затем накладываются на оглобли (деревянные жерди, укрепленные на передней оси повозки) и фиксируют дугу, которая не дает оглоблям сходиться и сжимать бока лошади. Дуга изготавливается из тонкого ствола молодого упругого дерева. Чтобы продеть конец дуги в гуж, когда другой конец уже зафиксирован, требуются значительные усилия, что и отражено в пословице. После фиксации дуги хомутные клешни на шее лошади стягиваются супонью (кожаным ремнем), чтобы жизнь малиной не казалась. Возница вместо лошади не впрягается, а жаль.
В демократическом нашем сообществе можно спрашивать даже из пустого любопытства, это не возбраняется. Однако для исторической реконструкции процесса лучше обратиться к этнографам, а не к лингвистам. Впрочем, В. И. Даль, уделивший пословице должное внимание (крѣпись въ словѣ), был и тем и другим.
И кстати. Существует альтернативная версия происхождения пословицы: гужи, мол, просто привязывали к повозке или тачке, а дюжий крестьянин или рабочий тянул оную вместо лошади, и тут уж действительно приходилось попотеть. А в упряжке, мол, дуга продевается в гужи вообще без усилий, любой справится. Нам эта версия представляется сомнительной по двум причинам:
А отъ нагнету и столбы трещатъ.
В оглобельно-дуговой упряжке гужи (кожаные или веревочные петли) прикрепляются к хомутным клешням (половинам деревянного обруча, охватывающего шею ведущей лошади), затем накладываются на оглобли (деревянные жерди, укрепленные на передней оси повозки) и фиксируют дугу, которая не дает оглоблям сходиться и сжимать бока лошади. Дуга изготавливается из тонкого ствола молодого упругого дерева. Чтобы продеть конец дуги в гуж, когда другой конец уже зафиксирован, требуются значительные усилия, что и отражено в пословице. После фиксации дуги хомутные клешни на шее лошади стягиваются супонью (кожаным ремнем), чтобы жизнь малиной не казалась. Возница вместо лошади не впрягается, а жаль.
В демократическом нашем сообществе можно спрашивать даже из пустого любопытства, это не возбраняется. Однако для исторической реконструкции процесса лучше обратиться к этнографам, а не к лингвистам. Впрочем, В. И. Даль, уделивший пословице должное внимание (крѣпись въ словѣ), был и тем и другим.
И кстати. Существует альтернативная версия происхождения пословицы: гужи, мол, просто привязывали к повозке или тачке, а дюжий крестьянин или рабочий тянул оную вместо лошади, и тут уж действительно приходилось попотеть. А в упряжке, мол, дуга продевается в гужи вообще без усилий, любой справится. Нам эта версия представляется сомнительной по двум причинам:
- В словаре Даля представлен богатейший этнографический материал: приведено множество пословиц, поговорок, народных примет, описаны различные обычаи, профессии и ремесла. Приводя упомянутую пословицу, Даль ни слова не говорит об обычае тянуть телегу за гужи, хотя наверняка описал бы его, будь он настолько распространенным, что даже породил образное выражение.
- Даль пишет, что конец дуги вставляется в гуж нагнетом, то есть с нажимом, с усилием. Современная модификация упряжки этого не требует, возможно, потому, что и запросы стали скромнее: через всю Россию скакать не надо, так только, атмосферу создать. Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?
А отъ нагнету и столбы трещатъ.